Отходы как источник проблем и ценных ресурсов | СМИ СФУ

Отходы как источник проблем и ценных ресурсов

автор:<br />Руслан Шарафутдинов,<br />канд. геогр. наук,<br />директор ИЭиГ

Проблема отходов стала сегодня одной из важнейших экологических проблем, с которой столкнулось человечество. В значительной степени проблема связана с социально-экономическим и культурным феноменом — формированием общества массового потребления. Развитие технологий и появление искусственных материалов сделали нашу жизнь комфортной и более безопасной, однако привели к тому, что наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет.

По приблизительным расчётам на каждого из жителей нашей планеты приходится примерно по 1 тонне образующегося в год мусора. Совсем не удивительно, что исследования, направленные на совершенствование системы обращения с отходами, имеют важное значение во всех развитых странах.

В ближайшие годы и в России ожидаются большие перемены в области обращения с отходами.

На рассмотрении в государственной думе РФ находится законопроект о запрете на захоронение отходов на территории Арктической зоны. Можно предположить, что в конечном виде он будет касаться лишь промышленных отходов, и вряд ли стоит ожидать его легитимацию в текущем году, однако он хорошо вписывается в стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Стратегия уже предусматривает создание и развитие эффективной системы обращения с отходами производства и потребления в Арктике. Подготовлен, и, вероятно, будет принят в течение года запрет на захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты. В первую очередь он коснётся лома цветных и чёрных металлов, ртутьсодержащей продукции, а затем — макулатуры, автопокрышек и к 2024 году всех несортированных отходов.

Грядёт изменение схемы оплаты услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), включающей сбор, транспортировку, обезвреживание и захоронение мусора. В каждом регионе появится региональный оператор по обращению с ТКО, с которым ТСЖ, ЖК и собственники жилых домов будут обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, собирать с жильцов плату за вывоз мусора и перечислять деньги оператору. Новые правила начнут действовать с января 2018 года, и отказаться от услуг оператора будет невозможно (ч. 12 ст. 161, ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, от того, какая организация будет выбрана региональным оператором, будет зависеть и чистота населённых пунктов Красноярского края, и размер суммы, которая появится в новой строке квитанции на оплату услуг ЖКХ.

Готовы ли к подобной модернизации отдельные регионы России, в частности, Красноярский край? С одной стороны, инвестиции в наращивание мощностей по сортировке ТКО, в строительство новых современных полигонов для захоронения сортированных отходов обещают превратиться в стабильный источник огромных доходов в будущем. При эффективном управлении «мусорный бизнес» и сейчас является прибыльным, особенно в крупных городах, а спрос на его услуги обеспечен на сотни лет.

С другой стороны, большинство регионов не имеют финансовых ресурсов для быстрой модернизации территориальных схем обращения с отходами. Частный бизнес активно участвует в создании инфраструктуры по переработке отходов в крупных городах, что хорошо заметно в западной части РФ. Чем меньше по размеру город и, соответственно, объём формирующихся ТКО, тем ниже экономическая мотивация. В этом случае эффективность обращения с отходами может быть осуществлена только при создании дополнительных нормативных и экономических условий, обеспечивающих возврат в приемлемые сроки кредита, предоставляемого на организацию производства, и рентабельность производства среднего в регионе уровня.

В Красноярском крае ситуация дополнительно осложняется его колоссальной площадью, значительным пространственным разбросом пунктов образования ТКО, их зачастую низкой транспортной доступностью. Ежегодно на территории Красноярского края образуется около 1,3 миллиона тонн ТКО, из которых примерно третья часть приходится на городской округ Красноярск. Многие населённые пункты и промышленные объекты не имеют регулярного транспортного сообщения, транспортировка отходов должна осуществляться на сотни километров с использованием паромных переправ, по зимникам и пр.

На этом фоне перед органами исполнительной власти Красноярского края стоит, мягко говоря, непростая задача, решение которой должно осуществляться при серьёзном внешнем финансовом содействии.

Что касается формирования экологического пространства города Красноярска, в том числе, через реализацию современных методов сбора и утилизации ТКО, следует сказать, что это направление пока находится лишь на начальном этапе развития.

Во многих странах мира сортировка ТКО, превращающая мусор в сырьё, давно стала распространённой практикой, обеспечивающей безостановочную работу сотен предприятий. Лишь очень богатые страны могут позволить себе рассматривать ТКО исключительно как мусор. Для примера, сотни тонн мусора из США ежедневно поступают в китайский портовый город Шеньчжэнь, после чего он превращается в товары, в которых нуждается население как Китая, так и других стран.

В некоторых случаях сортированные отходы могут иметь, как бы странно это не звучало, почти стратегическое значение. Многие заводы не могут работать и производить продукцию без вторичного сырья, которым и являются сортированные ТКО. Так, в 2015 году из-за особенностей налоговой системы и разнице в курсах валют для сборщиков макулатуры стало выгоднее возить её на продажу за пределы России, где на неё имеется стабильный спрос. В итоге из-за дефицита макулатуры остановилось несколько заводов, производящих упаковочную бумагу, картон и пр. Поэтому России пришлось закрыть границы для вывоза бумажных отходов из страны — это отличный повод развеять миф о том, что в России негде перерабатывать мусор.

Во всём мире реализуется, упрощённо говоря, два варианта обращения с перерабатываемыми отходами. В первом случае, работу по разделению мусора берут на себя жители, уже на уровне домохозяйств формируя отдельные потоки отслужившего свой срок пластика, бумаги, стекла, алюминия. Во втором случае, работа по разделению ложится на рабочих специализированных предприятий, которые принимают твёрдые коммунальные отходы от домохозяйств.

Долговечные железнодорожные шпалы, сделанные из пластиковых отходов

В Красноярске к настоящему времени построено два завода по сортировке мусора, принадлежащих компаниям ООО «Чистый город» и ООО «Экоресурс». Следует заметить, что деятельность первого завода приостановлена, то есть на текущий момент работает лишь один из них. Оба завода рассчитаны на работу по второй схеме, когда сортировку ТКО берут на себя работники предприятия. Эта схема широко распространена во многих городах РФ, и является, похоже, единственно жизнеспособной к настоящему времени.

То, что домохозяйства остаются достаточно пассивными в вопросах сортировки ТКО, определяется не столько отсутствием сформированной культуры в этом вопросе, сколько почти полным отсутствием соответствующей инфраструктуры. Любой житель многоэтажного дома расскажет, что в типовом мусоропроводе имеется лишь одно технологическое отверстие для приёма несортированных ТКО, и всё, поступившее в него, так или иначе обречено смешаться в общем мусорном контейнере.

Следует заметить, что по данным социального опроса, проведённого студентами Сибирского федерального университета, около 32 % красноярцев уже сейчас готовы осуществлять раздельный сбор ТКО при условии, что для этого будет создана специальная инфраструктура в непосредственной близости от места их проживания.

Увы, почти нигде в городе в настоящий момент не удастся найти придомовых площадок для приёма предварительно разделённого пластика, бумаги, стекла. Даже при условии, что контейнеры для раздельного сбора отходов будут установлены силами жильцов, в текущих реалиях типовой мусоровоз перечеркнёт все труды жильцов, смешав все виды отходов в момент загрузки.

Конечно, остаётся далеко не самый лучший вариант, по которому горожане самостоятельно накапливают на балконе или в гараже несколько десятков килограммов стекла или пластика, а в дальнейшем увозят или уносят его для сдачи в специализированные пункты приёма. Однако для того, чтобы этот вариант стал хоть как-то привлекательным для сколько-нибудь значительной части горожан, приёмная цена сортированных ТКО должна стать выше, чем сейчас. Как минимум, в два с половиной раза.

Таким образом схема, в соответствии с которой сортировку ТКО осуществляют на специальном заводе, представляется наиболее эффективной, так как демонстрирует свою жизнеспособность в условиях городов РФ, способствует созданию новых рабочих мест, а конечный результат её работы так или иначе соответствует поставленной задаче.

Тем не менее, это вовсе не значит, что российские города должны отказываться от того пути, по которому успешно идут города в других развитых странах. Инфраструктура для раздельного сбора ТКО должна стать неотъемлемой частью вновь возводимых микрорайонов. Создание специализированных площадок, оборудованных современными раздельными мусорными контейнерами, должно быть обязательным условием для получения права на застройку. Лишь с появлением современной инфраструктуры необходимо информировать население о преимуществах раздельного сбора мусора путём привлечения внимания посредством публикации в СМИ. Необходимо чётко рассказать населению, каким именно образом нужно сортировать мусор и какой мусор куда выбрасывать.

Контейнеры для раздельного сбора мусора в Барселоне

Раздельный сбор мусора крайне важно инициировать в первую очередь в учреждениях среднего, среднего профессионального и высшего образования как часть обязательного воспитательного процесса. Особенно успешно это может быть реализовано в крупных учреждениях кампусного типа, где раздельный сбор ТКО несёт, помимо прочего, и вполне ощутимый финансовый эффект. Кампусы университетов могут и должны рассматриваться как своеобразные «полигоны» по внедрению не только современных подходов в области обращения с отходами, но и как «очаги» формирования носителей современной жизненной культуры в лице выпускников. Государство должно активно поддерживать, в том числе и материально, подобные проекты, направленные на построение фундамента для устойчивого развития урбанизированных территорий.

Вряд ли в этом направлении стоит строить иллюзии относительно быстрых, ярких побед, но не двигаясь вперёд, положительных эффектов ждать не стоит и вовсе. На этом пути роль каждого нового успешного решения, позволившего переломить сложившиеся стереотипы и сделать очередной шаг навстречу безопасному и чистому городу будущего, поистине огромна.

Тем не менее, сортировку нельзя считать победой над отходами. Не стоит заблуждаться: ни в одной стране мира сортировка мусора не позволила полностью отказаться от захоронения или сжигания отходов. В США на свалки вывозят 73 % всех образующихся ТКО, в Великобритании — 90 %, в Германии — 70 %, в Японии — около 30 %. Причём высокая эффективность обращения с ТКО в Японии в некоторой части связана с тем, что часть отходов после обработки используется в качестве строительного материала.

Так, за десять лет из мусора был построен остров Юмэносима. Аналогичный искусственный остров Огисима создавался специально для строительства на нём металлургического комбината. Международный аэропорт в Осакском заливе также находится на частично «мусорном» острове. Но на этом фоне в Японии весьма широко распространены мусоросжигательные заводы, на которых утилизируются неперерабатываемые отходы.

Таким образом, следующим звеном в цепи должны являться мусоросжигательные заводы или современные и безопасные полигоны для захоронения прессованных отходов, оставшихся после извлечения из общей массы ТКО полезных компонентов (вторичных ресурсов). Причём сжигание отходов нельзя считать наилучшим решением — оно не только не решает в полной мере проблему образования свалок, но и порождает, а в случае с городом Красноярском — усугубляет, другую проблему — загрязнение атмосферного воздуха.

К огромному сожалению, с полигонами для размещения ТКО в городе Красноярске пока всё не так уж и благополучно. По сути, единственный законно действующий в городе полигон — это полигон ОАО «Автоспецбаза», ёмкость которого близка к исчерпанию. Второй полигон — участок ТКО на объекте рекультивации «Шинников» находится в черте города, а это запрещено законодательством. Фактически, городским властям необходимо срочно организовать новый полигон ТКО, современный и отвечающий всем экологическим требованиям. Несомненно, это потребует серьёзных финансовых вложений, но и работа полигона сопряжена с поступлением достаточно серьёзных доходов. Имеет ли смысл отдавать такой источник пополнения бюджета в частные руки? Кроме того, нельзя оставлять ситуацию без изменений, поскольку в текущем виде она сводится преимущественно к эксплуатации инфраструктуры, доставшейся ещё с советских времён.

Остро стоит проблема с возникновением в городе Красноярске, его окрестностях, равно как и других населённых пунктах края, незаконных мусорных свалок. Причин их возникновения множество, стоит указать, пожалуй, лишь три основные.

  • Во-первых, низкая экологическая культура населения, позволяющая гражданам сваливать отходы в лесу, на берегу реки или озера, порой в нескольких метрах от своего дома.
  • Во-вторых, низкие штрафы, особенно для физических лиц. В отдельных случаях штраф за незаконный выброс мусора меньше, чем будет стоит обеспечить его транспортировку и передачу на специализированное предприятие (а есть огромная вероятность, что нарушителя и вовсе не поймают).
  • В-третьих, в окрестностях городов почти всегда расположены десятки или сотни дачных кооперативов и садовых некоммерческих товариществ (СНТ). Они являются поставщиками твёрдых коммунальных и аналогичных им отходов, но вот только договоры на вывоз мусора заключают, как правило, единицы или десятки из них. Достаточно проехать на автомобиле по ближайшим к городу Красноярску СНТ, чтобы убедиться в отсутствии у многих из них даже контейнеров для сбора ТКО. Легко догадаться, куда попадает в таких случаях мусор дачников.

На этом фоне хочется вспомнить нашумевший в СМИ случай, произошедший в Крыму, когда мусор с незаконных свалок, организованных на территории общественных мест, транспортировали под двери домов чиновников, ответственных за уборку мусора. Стоит проследить за последствиями подобного решения.

Учитывая текущую ситуацию, не только отдельным регионам, но и России в целом, следует более активно и системно использовать опыт стран, которые значительно дальше продвинулись в вопросе эффективного управления отходами. Например, прилагая огромные усилия к тому, чтобы сократить количество образующихся отходов, в частности, вводить ограничения на одноразовые товары и упаковку.

Следует обратить внимание на широко распространённую в Европе практику минимизации отходов — перенесение ответственности за производство отходов на производителя. В этом случае именно производитель несёт ответственность за объём и качество отходов, которые могут образоваться в процессе производства его продукции. В основном это касается упаковки, но может затрагивать и непосредственно продукт. Обычно желаемый уровень переработки или минимизации тех или иных отходов устанавливается национальными властями страны. Такое перенесение ответственности за отходы на производителей практикуют почти все страны Европы.

Очевидно, необходимо сосредоточиться и на таких решениях, которые будут способствовать поддержанию в чистоте улиц нашего города, территорий домохозяйств. Пожалуй, самое очевидное из них — организация своевременного вывоза мусора из придомовых контейнеров. Каждый из нас не однократно видел, как порывы ветра разносят из старых, не имеющих крышки и переполненных контейнеров пластиковые пакеты по прилегающей территории. Как бездомные животные активно проводят «ревизию» контейнеров, попутно извлекая наружу их содержимое. Или груды мусора возле мелких торговых точек, которые никто не торопится убирать.

Уже достаточно давно имеются технологии, позволяющие собирать мусор во дворах так, чтобы он не доставлял никому дискомфорта, не портил вид и не способствовал разведению крыс. Часть подобных проблем может быть решена, например, установкой современных контейнеров заглублённого типа. Данная система имеет большой опыт использования и отлично зарекомендовала себя в эксплуатации, широко используется за рубежом, в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени, Ханты-Мансийске, Оренбурге, Владивостоке, Набережных Челнах.

Заглублённые мусорные баки

Складирование отходов с применением данного контейнера имеет ряд преимуществ относительно традиционно используемых в России технологий. Например, они имеют большую вместительность, а низкая температура грунта ограничивает размножение бактерий и уменьшает запахи в летнее время. Содержимое баков недоступно для бродячих животных. Очень надеюсь, что если власти нашего города примут решение внедрить данную технологию, то они выберут не пластиковый, а антивандальный металлический вариант исполнения, ведь в противном случае даже один не затушенный окурок сигареты, попавший в контейнер, может привести к утрате дорогого муниципального имущества.

Имеют место и проблемы, связанные с часто не очень удачным размещением мусорных контейнеров внутри жилого массива, когда мусоровозная техника попросту не имеет возможности проехать к придомовому контейнеру сквозь ряды припаркованных автомобилей. Для примера, в Германии все контейнеры для облегчения работы мусорщиков должны быть установлены не далее 15 метров от края проезжей части в специальных карманах.

Стоит также упомянуть, что, как бы банально это не звучало, имеет место и острейшая проблема престижа профессии. С советских времен в головах у граждан, как ни странно, сложилось предубеждение, что в дворники идут неудачники, пьяницы, а теперь ещё и гастарбайтеры. Вряд ли стоит ожидать, что с такой репутацией профессии (да и заработной платой) в числе дворников окажутся люди, трепетно и ответственно относящиеся к чистоте закреплённого за ними участка.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.