«Запах процветания» от Алабамы до Красноярска | СМИ СФУ

«Запах процветания» от Алабамы до Красноярска

автор: </br>Алексей Романов,</br> доцент базовой</br> кафедры</br> геоинформационных </br>систем</br> ИКИТ СФУ

На прошлой неделе Роспотребнадзор опубликовал отчёт о результатах мониторинга качества атмосферного воздуха в Красноярске за 9 месяцев текущего года, лукавство цифр которого свидетельствует о редких случаях превышения гигиенических нормативов по взвешенным частицам PM10 и PM2,5 — показатели на уровне статистической погрешности (0,9 %). Столь радостное информирование совпало с введением очередного режима НМУ первой степени опасности на выходные до 22 октября.

Проблема качества атмосферного воздуха крупных городов в разной степени актуальна для большинства промышленно развитых стран. Относительно недавно к явлению так называемого чёрного неба жители мегаполисов относились весьма лояльно. В Викторианскую эпоху Лондонский чёрный смог ассоциировался с технологическим прогрессом и благополучием, серьёзно проблемами качества воздуха в Англии озаботились лишь после Великого смога 1952 года.

19 сентября 2018 издание Nature опубликовало редакторский материал под названием Filthy air is a global disgrace (Грязный воздух — глобальный позор), где, в частности, приводится реакция губернатора штата Алабама Джорджа Уоллеса (1960) на сообщения о зловещем запахе с целлюлозно-бумажной фабрики, расположенной в 30 км от города: «Yeah, that’s the smell of prosperity» («Да, это запах процветания»).

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 4 миллионов человек ежегодно умирают от воздействий некачественного воздуха крупных городов, что, по мнению авторов статьи, является следствием плохо продуманной урбанизации и некачественного регулирования. В большей пропорции эта статистика характерна для стран Юго-Восточной Азии, Африки, Индии, Латинской Америки и Китая. Тем не менее, многие города Европейского союза не соответствуют нормам ВОЗ по качеству атмосферного воздуха.

В течение 30 лет в странах ЕС функционирует законодательство, регулирующее качественные нормы, которое регламентирует ряд ограничений на концентрацию загрязняющих веществ и примесей в воздухе городов. Проведя комплексное исследование политики и программ Европейского Союза, Европейская счётная палата (European Court of auditors) пришла к выводу о неэффективности предпринимаемых мер по защите населения европейских городов от смога и пыли.

В опубликованном 11 сентября специальном отчёте Air pollution: Our health still insufficiently protected («Загрязнение воздуха: наше здоровье еще недостаточно защищено») заявлено: «…Мы обнаружили, что европейские граждане всё ещё дышат вредным воздухом в основном из-за слабого законодательства и плохого осуществления политики. Наши рекомендации направлены на укрепление Директивы по качеству окружающего воздуха и содействие дальнейшему эффективному действию Европейской комиссии и государств-членов, включая улучшение координации политики и общественной информации…»

Сравнительный обзор отчётов Роспотребнадзора и Европейских аудиторов весьма занятен, и, возможно, будет представлен в одном из следующих сообщений данного блога. Однако сегодня мне представляется более важным обратить внимание на следующее: региональные экологические проблемы и экология агломераций уже давно не являются локальными возбудителями спокойствия — в современном мире тема экологии приобретает всё большую значимость и становится частью глобальной повестки. Избегая углубления в детали ряда устаревших посткиотских соглашений и недавнего Парижского соглашения, можно констатировать — прозрачность и эффективность решений экологических задач серьёзно повышает аргументированность позиций в переговорных процессах как на межгосударственном уровне (межправительственные переговоры), так и в рамках условно локальных диалогов жителей и администраций городов.

По субъективным ощущениям, лет 10 назад проблема качества атмосферного воздуха не была столь острой для Красноярского общества, однако сегодня, пожалуй, она является главной.

Специалисты кафедры геоинформационных систем Института космических и информационных технологий, совместно с представителями Института экологии и географии занимаются комплексным изучением проблемы чёрного неба Красноярска. Целью совместной работы является разработка надёжных инструментов моделирования для прогнозирования и анализа степени влияния неблагоприятных метеорологических условий, транспортных и промышленных выбросов на атмосферный воздух Красноярска. На сегодняшний день мы создали 3D-модель агломерации краевого центра, характеризующую геоморфологию местности, гражданскую и промышленную застройки, развитость дорожной инфраструктуры и другие факторы. Мы планируем расширить возможности модели для учёта факторов глобального характера, в частности — причины формирования инверсионных слоёв над городом, препятствующих рассеиванию взвешенных частиц в атмосфере (климатические явления). Результаты работы планирую представлять в этом блоге и надеюсь, они будут востребованы при разработке мер по улучшению качества атмосферного воздуха в Красноярске и сведут показатели по превышению нормативов по пыли и частиц PM10 и PM2,5 на уровни реальной статистической погрешности.

Мы создали <nobr><strong>3D-модель</nobr> агломерации</strong> краевого центра, характеризующую геоморфологию местности, гражданскую и промышленную застройки, развитость дорожной инфраструктуры и другие факторы

Пока, к сожалению, с высокой долей вероятности можно утверждать, что предстоящий зимний сезон и лето 2019 будут насыщены сообщениями о НМУ и чёрном небе — анализ трендов среднесуточных скоростей ветра за последние 50 лет свидетельствует о сохранении числа штилей в Красноярске на предстоящий период.

Вы можете отметить интересные фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.